Испытание низконапорной системой

Почетный нефтяник Минтопэнерго РФ, Почетный работник Минтопэнерго РФ, Почетный нефтяник ОАО «Татнефть», Отличник Нефтяной промышленности СССР  Соббух Рафиков в июле этого года отмечает свое 75-летие. Свою нефтяную биографию молодой Соббух начал в НПУ «Альметьевнефть», где в 1954-1955 годы работал помощником оператора по добыче нефти. После службы в армии и учебы в Уфимском нефтяном институте он был принят на работу в НГДУ «Елховнефть», где прошел путь от оператора до начальника участка. Далее работал в ЦНИЛ, в  НГДУ «Сулеевнефть» возглавлял партийный комитет, был начальником нефтепромысла. В НГДУ «Ямашнефть» руководил техническим отделом, работал начальником БПО, главным механиком. Будучи уже в пенсионном возрасте, до 2002 года работал мастером производственного обучения в УКК этого управления. В соавторстве написал и издал учебное пособие «Материаловедение», с практическим уклоном, специально для рабочей аудитории, которое успешно применялось в учебно-курсовых комбинатах и других управлений. Награжден медалью «За трудовое отличие».

У Соббуха Фатиховича богатая, интересная биография, он принимал участие во внедрении многих технических и технологических новшеств, вложил большой вклад в совершенствование добычи и сбора нефти. Вниманию читателей предлагаем рассказ ветерана-нефтяника о событиях более чем сорокалетней давности.

Ирек Бадретдинов,

журналист.

В марте 1964 года меня назначили мастером по нефтедобыче нефтепромысла №1 НПУ «Елховнефть». В то время разбуривание и обустройство Ново-Елховского месторождения шло полным ходом в направлении села Дербедень. Фонд скважин увеличивался быстро, вводили до 8 скважин в месяц.

Тогда завершилось строительство моста через речку Кичуй, ДНС-2 возле деревни Кичуй и сборного пункта 541. Все скважины на этом участке подключались к низконапорной системе сбора нефти. В этот период в стране велась политика снижения металлоемкости всего народного хозяйства. Во исполнение такой политики и был разработан проект низконапорной системы сбора нефти и газа. Он впервые внедрялся на нашем участке скважин, выпало же нам такое «счастье» - испытать на себе новый проект.

Строительство нефтесборных сетей велось ускоренными темпами силами СМУ -52. К зиме 1964-65 годов нефтепроводы и основной коллектор, куда подключались все скважины, расположенные на территории между р.Кичуй и с.Дербедень, были сданы в эксплуатацию.

Зима была очень напряженная: кроме пуска новых скважин в эксплуатацию ликвидировали порывы в нефтесборных сетях, отогревали парафиновые и ледяные пробки в нефтепроводах. Работали днем и ночью, домой добирались на попутных машинах холодные, голодные. Тогда все это казалось привычным делом, исполнением своего долга: стране нужна была нефть.

И вот что случилось в апреле 1965 года, что осталось в памяти навсегда. В 4 часа 30  минут начальник нефтепромысла В.Зикунов поднял меня по тревоге: «На ДНС-2 перестала поступать нефть! Как ты думаешь, что могло случиться? Поехали срочно!»

Когда приехали на ДНС-2, увидели, что по реке Кичуй разлилась нефть. Пойма реки была заполнена запахом нефтяного газа. Выяснилось, что нефть вытекает из колодца основного коллектора, идущего к ДНС-2, расположенного на перекате берега реки. Срочно были подняты операторы по добыче, живущие в Дербедени, Кичуе, для остановки скважин.

Когда нефть перестала течь, выяснилось, что секущая чугунная задвижка лопнула из-за осадки основного коллектора. Его засыпали прошлой осенью, когда наступили холода, а весной талая вода размыла траншею.

Решили чугунную задвижку заменить на стальную. По габаритам они были взаимозаменяемы, сварочные работы необходимо было вести в колодце. После того, как выполнили подготовительные работы, убедились в отсутствии в колодце взрывоопасной концентрации газа, была дана команда начать сварочные работы. Сварщик Александр Миронов, спустившись в колодец, начал прикреплять заземляющий провод сварочного агрегата. И тут произошла вспышка газа. Миронов пулей выскочил из колодца, а горящий колодец завалили приготовленным снегом с помощью бульдозера. Я до сих пор не перестаю восхищаться реакцией, быстротой Миронова, который не растерялся, успел выскочить из колодца. За что я ему очень благодарен.

На третьи сутки задвижку благополучно заменили, начали запускать скважины. Когда наполнили основной коллектор нефтью,  при обходе обнаружили сильный пропуск нефти на другом колодце, где была установлена такая же чугунная задвижка. Снова остановка скважин, замена задвижки, на что ушло еще двое суток.

Рабочие отдыхали по графику, сам я находился там безвылазно. Благодарен всему коллективу бригады за стойкость и выдержку.

Сравнивая сегодняшнее состояние строительства трубопроводов и того, что было в 60-е годы, чисто по-человечески удивляюсь, как это можно было строить так. Но какие времена, такие реалии. Честь и хвала всем, кто, не жалея себя, не считаясь со временем, принимал участие в устранении таких серьезных аварий.

Отличительная особенность низконапорной системы сбора нефти от самотечной – отсутствие у каждой скважины мерной ёмкости, что значительно сокращало металлоёмкость проекта. Принцип работы низконапорной системы сбора нефти состоит в следующем: нефтегазовая смесь со скважины поступает в трап, где нефть и газ отделяются под давлением до 2-х атмосфер (оттуда и название «низконапорная»), и нефть с остаточным газом по нефтесборным сетям поступает на ДНС. Там нефть дегазируется, учитывается и подается на товарный пункт.

По проекту для предотвращения попадания газа в нефтепровод, а нефти – в газопровод, в трапе устанавливается регулятор уровня. Налаживать работу этого регулятора можно было на одной скважине; а когда сотни скважин, разбросанных на обширной пересеченной местности, увязаны одной системой сбора, уже не стало такой возможности. Система сбора газа еще не построена, газ сжигался на факелах, и, поскольку регуляторы уровня в трапах не работали, происходили выбросы нефти на факельные стояки. Она там сгорала, небо покрывало черным дымом. Дымовые оболочки просматривались и из города. Бывало, что из-за попадания нефти в факельные линии факелы потухали, и нефть разбрызгивалась на территорию вокруг стояка. Создавалась очень неприятная картина.

Черные дымовые облака среди ясного неба, замаранные нефтью луга, деревья ужасно действовали на нашу нервную систему, а сколько было лишних хлопот! Нам было очень больно осознавать свое бессилие. Но, что только ни делали, ситуацию изменить не получалось. Измученные операторы по добыче нефти (Фролов Алексей, Федосеев Александр, Некрасов Василий, Бабичев Николай, Воробьев Владимир и др.) предлагали свои варианты реконструкции системы сбора нефти и газа с учетом расположения скважин по местности. О создавшейся ситуации я, тогда уже начальник участка, докладывал начальнику промысла Владимиру Зикунову. Владимир Максимович со свойственной ему тактичностью выслушивал наши предложения, глубоко вникая в суть вопроса, и обещал поднять этот вопрос перед руководством управления.

И вот в один из жарких дней лета Владимир Максимович сообщил мне, что вместе поедем на технический совет при главном инженере управления Корчагине Юрии Алексеевиче. В тот раз техсовет был созван специально для обсуждения вопроса о состоянии системы сбора нефти и газа на нашем участке №2 нефтепромысла №1.

На техсовет были приглашены не только специалисты управления, но и авторы проекта, предложившие эту низконапорную систему сбора нефти и газа на нашем участке, представители института ТатНИПИнефть из Бугульмы. Мне было предложено доложить обстановку по результатам эксплуатации системы. Когда я говорил о технической стороне вопроса, меня внимательно слушали, а когда начал говорить об экологической стороне и человеческих возможностях эксплуатации данной системы, меня остановили.

В процессе обсуждения разгорелись горячие дебаты, но никто не поддержал проекта, и техсовет принял решение в кратчайшие сроки составить проект реконструкции системы сбора нефти и газа. Я ушел из техсовета воодушевленный и довольный, понял, что основы благополучия нефтепромысла закладываются техническим уровнем людей, занимающихся проектированием, планированием. Так был поставлен конец существованию низконапорной системы сбора нефти и газа, время диктовало необходимость создания герметизированной системы сбора скважинной продукции.

Соббух  Рафиков.